Меню
Образовательная корпорация «Ломоносов»: частные школы, детские сады и курсы подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам Всеросс и РСОШ

Как подготовиться к ЕГЭ? Надо или любить труд, или полюбить труд

Как правильно выбрать репетитора для подготовки к ЕГЭ? С какого возраста нужно начинать готовиться? Что может гарантировать успешное прохождение итоговой аттестации в школе? На эти и другие вопросы отвечает Константин Гусов – исполнительный директор и преподаватель обществознания Московского центра образования школьников имени М.В. Ломоносова, доцент Российской инженерной академии.

– На ваш взгляд, насколько ЕГЭ объективен?

Надо признать, что ЕГЭ на сегодняшний день организован достаточно неплохо. На старте своей истории он действительно страдал необъективностью: задания были то избыточно сложные, то слишком простые, и полную картину знаний экзамен не отражал. Но он совершенствуется с каждым годом, несмотря на всю критику, а может, и благодаря этой критике. Процедура этой оптимизации продолжается. К примеру, есть планы ввести некоторые новации в экзамен по русскому языку, чтобы он больше отражал творческие способности учеников. Таким образом, на перспективы ЕГЭ можно смотреть оптимистически.

Но не все так просто. Например, очень непрост экзамен по обществознанию, которое я преподаю в Центре Ломоносова. Есть и проверка азбучных истин, которые ученики непременно должны освоить, а есть и сложные, дискуссионные вопросы, которые берутся из учебников для студентов. Они довольно редки, но некоторых школьников, сдающих ЕГЭ по обществознанию, может ожидать неприятный сюрприз.

Что же касается процедуры проверки ЕГЭ, то тут есть большие вопросы. Дело в том, что тестовую часть проверяет машина, и тут субъективного фактора нет, а вот творческую часть экзамена проверяют люди. Раньше в устных экзаменах, проходивших в очном контакте с преподавателем, у ученика была возможность отстаивать свою точку зрения, а учитель мог сделать вывод, что человек мыслит самостоятельно и может аргументировать эту точку зрения. А сегодня проверяющий и ученик друг друга не видят, и выводы проверяющего могут сильно отличаться от реальной картины знаний учащегося. В этой части у ЕГЭ серьезные недостатки.

– С какого возраста стоит начинать подготовку к ЕГЭ?

В целом подготовкой к экзамену является весь школьный курс. Имея за спиной слабую школьную базу, ученику в 10-11 классе придётся готовиться в авральном порядке. Но, в конечном итоге, все зависит от личных усилий учащегося.

Тем не менее, судя по среднему уровню школьного образования, если начать подготовку в 10 классе и работать систематически, посещать либо курсы, либо репетитора, дополнительно заниматься, то вполне можно рассчитывать на прекрасные баллы. Если начинать готовиться в начале 11 класса, год будет очень тяжелым. Экзаменов, как мы помним, несколько: это и обязательные русский язык и математика, и два-три экзамена по выбору. Согласитесь, к пяти экзаменам за один год готовиться тяжеловато, если школьного базиса нет.

– На что нужно ориентироваться при выборе между индивидуальными и групповыми занятиями? В чём недостатки и достоинства каждого из этих подходов?

У индивидуальных занятий, конечно, есть свои несомненные плюсы. Во-первых, это индивидуальный подход: учитель строит занятие, ориентируясь только на своего ученика. Во-вторых, чаще всего занятия проходят дома, и ребенку не надо тратить время на дорогу. В-третьих, обстановка для ребенка привычна, это тоже надо учитывать. При этом ощутимый минус – это цена индивидуальных занятий.

У групповых занятий есть свои важные плюсы. Во-первых, это командный дух. Молодежи свойственна соревновательность, и в условиях коллективного выполнения задач у детей возникает стремление не ударить в грязь лицом, перещеголять коллегу за соседней партой. К тому же, группа поддерживает ученика, создает общую приподнятую атмосферу. В Центре Ломоносова мы организуем группы числом не более 10 человек, и это тот оптимум, при котором учитель может уделить внимание каждому: кому-то дать дополнительное задание, если он обгоняет группу, заниматься больше с тем, кто он отстает от общего темпа. В типичном школьном классе, где 30 человек, это уже трудно.

Во-вторых, ритм групповых занятий подчинен учебной программе, а не тому, как хотел бы учиться ребенок, его личным капризам. Подстраиваясь под темп группы, ребенок приучается к мобилизации, к выполнению требований извне, а не собственных пожеланий. Это очень важно, ведь экзамен, на котором придется себя показать, задается регламентом, а не идет так, как хотелось бы ученику.

В-третьих, групповые занятия происходят вне дома, и это воспитывает в ребенке самостоятельность. Он учится собирать волю в кулак, нацеливается на достижение результата личным трудом, чего в индивидуальных занятиях нет.

Ну и в-четвертых, стоимость групповых занятий в частных образовательных центрах, конечно, существенно ниже – в 2-3 раза меньше, чем у индивидуальных репетиторов.

– Важно ли наличие у репетитора педагогического, а не только профильного образования?

В начале карьеры отсутствие педагогической практики мешает преподавать, как бы человек ни знал и ни любил свой предмет. Если преподаватель вуза и его студенты – взрослые люди, знающие, чего они хотят, и говорящие на одном языке, то в работе со школьниками все сложнее. Ребенок на уроке послушно кивает головой, и преподаватель верит, что ребенок всё усвоил. А ребенок кивает потому, что так принято в общении с учителем. В итоге оказывается, что ребенок ничего не усвоил.

Педагогическое образование требуется, чтобы диагностировать, насколько ребенок усваивает знания, насколько он двигается вперед. А вот если человек уже несколько лет результативно преподает, то уже неважно, есть ли у него диплом педагога. Он научился всему на практике, а это подчас весомее любого диплома.

– Какова оптимальная продолжительность одного занятия? Важно ли делать перерывы, и как лучше всего их проводить?

Если работа идет с 9 классом и младше, то обычно ребята на уроке не выдерживают больше 45-50 минут: они вертятся, отвлекаются, и занятие уже не будет иметь смысла. С ребятами постарше уже по-разному, всё зависит и от учеников, и от учителя, и от динамики урока, и от характера материала. Есть группы и отдельные ребята, с которыми можно работать два часа без перерыва. Но всё-таки, как правило, после часа работы школьники теряют концентрацию, и нужно сделать перерыв хотя бы на 5-10 минут, выпить чаю, поговорить с ним о чем-нибудь отвлеченном. Можно даже не прерывать урок, а просто отвлечься и потом вернуться к теме. А больше двух часов нет смысла заниматься даже с одиннадцатиклассниками. Так что оптимальный урок – это 2 часа с перерывом 5-10 минут. Если же дети младше 10 класса, то уроки лучше сделать чуть покороче.

– В чём специфика подготовки к ЕГЭ по обязательным предметам?

Единственное их отличие – это массовость. Их действительно сдают все, и готовятся к ним все.

Русский язык – экзамен довольно легкий, как признает большинство учителей и учеников. И средний балл по нему из года в год бывает значительно выше, чем по другим предметам (кроме английского языка). К тому же, русский язык для нас родной, и мы, так или иначе, обладаем какими-то знаниями по нему. В ЕГЭ по русскому языку всё настолько регламентировано, что даже сочинение имеет очень жесткую структуру и написать его довольно легко. С одной стороны, это ущемляет творческие способности детей, которые готовятся быть поэтами, литераторами, мастерами слова. С другой стороны, так можно научить писать эссе кого угодно. Потому и готовить к русскому языку легче: нужно всего лишь преподать правила написания сочинения, и ни о каких творческих способностях учеников задумываться не нужно. С одной стороны, детям легче сдавать экзамен: выучи и выполни эти правила. А с другой стороны, не уверен, что это хорошо отражается на речевых способностях подрастающего поколения.

С ЕГЭ по математике сложнее, но он делится на два уровня, и ученики в зависимости от своих наклонностей и потребностей выбирают один из этих вариантов. Есть базовая математика, которую достаточно сдать по принципу «прошел/не прошел». А есть профильная математика для тех, кто хочет поступать по этому предмету в вуз. В ЕГЭ по «профилю» три уровня сложности: в первом проверяются совсем элементарные знания, второй уровень сложнее, а третий решают даже не все учителя. Соответственно, подготовка по математике тоже имеет свою специфику. Ученики сначала изучают базовые вопросы, потом методом постепенного восхождения забираются всё дальше и учатся решать всё более сложные вопросы.

Кстати, сегодня дети не очень хорошо знают математику. Школа мало готовит их к тому, что их ждет на ЕГЭ, и здесь наглядно обнаруживается серьезный разрыв между школьной программой и требованиями экзамена. В ЕГЭ по русскому языку этого меньше, но в любом случае и тот и другой экзамен требует большой концентрации.

– Что может гарантировать успешную сдачу ЕГЭ? И со стороны репетитора, и со стороны ученика?

Могу сказать точно, что мало кто сможет подготовиться к ЕГЭ самостоятельно. Если ребенку не повезло и в школе у него нет хорошего педагога, надо идти искать его вовне, в образовательном центре или в репетиторском варианте. При выборе преподавателя нужно смотреть на его объективные показатели: профильное образование, наличие статуса эксперта ЕГЭ и ученой степени кандидата наук. Собственно, мы в Центре Ломоносова исходим именно из этих критериев: берем вузовских преподавателей, но таких, которые уже имеют опыт работы со школьниками, ибо практический опыт не должен затмеваться статусом. Если ориентироваться только на формальные показатели, то можно серьезно ошибиться: окажется, что преподаватель хорошо владеет предметом, но не умеет его преподнести. Всегда проверяйте опыт работы со школьниками, он должен быть не менее 3-4 лет, причем именно в области подготовки к ЕГЭ. Если преподаватель – эксперт ЕГЭ, кандидат наук и несколько лет проработал со школьниками, то это будет хорошим выбором.

Теперь что касается процесса самой подготовки к ЕГЭ. Во-первых, учитель должен понимать, чему и по какой программе он учит. Мы в Центре Ломоносова требуем учебный план еще до того, как преподаватель приступил к занятиям. Учитель должен методически проработать весь процесс обучения заранее; на каждый урок должна быть предусмотрена и разработана соответствующая методика. Чтобы потом в середине года не оказалось, что что-то не учтено, упущено и на это уже просто не хватает времени.

Во-вторых, к каждому уроку должен быть заготовлен большой объем домашних заданий, закрепляющих пройденное на уроке. Чем больше объем, тем лучше. Научившись выполнять дома сотню заданий, ученик легко справится с двадцатью-тридцатью на экзамене.

В-третьих, еще одна важнейшая вещь – контроль. Если учитель что-то дал на уроке – обязательно спроси и закрепи, чтобы ученик сам это произнес и проработал. А если ученик не выполнил домашнее задание, это должно быть ЧП местного масштаба.

И в-четвертых, конечно, авторитет. Если учитель имеет авторитет у учеников, если ученик видит, что педагог полностью отдается своей задаче, ребенок и сам будет чувствовать ложащуюся на него ответственность, будет стремиться не подвести.

Теперь что касается работы ребёнка. Первая составляющая успеха – это мотивация. Он должен очень сильно хотеть сдать экзамен. Если он не хочет, то он не сдаст его на высокий балл. Как добиться такой мотивации, уже не столь важно. Кого-то надо мотивировать эмоциональным воздействием, кого-то прагматичным рациональным интересом. Кто-то, может быть, живет мечтой освободиться от родительской и школьной опеки и жить привольной студенческой жизнью. Еще одна сильная мотивация – личность самого преподавателя, поэтому лучше выбирать преподавателей харизматичных, интересных, со скучными лучше дела не иметь.

Вторая составляющая успеха – трудолюбие ребенка. Он должен или любить труд, или полюбить труд. Он должен понимать, что его ждет не легкая прогулка, а серьезное испытание. И если он к этому готов, в течение года он будет делать всё необходимое.

– Насколько важно домашнее задание и из чего оно складывается?

Тут три компоненты. Первая – это механическая, на уровне условных рефлексов отработка тестовой части. Реальный экзамен идет до четырех часов, и посвящать тестовой части больше получаса уже опасно, потому что не останется времени на творческую часть. Учитель должен добиться того, чтобы ребенок буквально на автопилоте решал тесты и переходил к дальнейшим заданиям. Соответственно, термин «натаскивать» очень хорошо описывает процедуру подготовки к решению тестовой части.

Вторая компонента – это теоретический материал. Он необходим, и если на занятии не удается дать достаточный объем теории, то ребенок должен изучать ее самостоятельно. А если на занятии теории дано много, то дома ребенок должен её повторить.

Третья компонента – тренировка в выполнении творческих заданий. Они могут быть самыми разными. Понятно, что техника их выполнения одна и та же, но содержание очень разное. Тут преподаватель должен очень разносторонне подойти к вопросу формирования домашних заданий: давать их по максимально широкому спектру вопросов. Нужно быть уверенным, что когда ребенку на экзамене попадется незнакомое задание, он не растеряется, не помедлит, а быстро найдет способ решения этого задания.

Заданий, как я уже говорил, надо давать побольше. Чаще всего дети делают их в последний день перед занятием. Но если заданий будет много, ребенку придется заниматься и в другие дни, а это очень важно, поскольку недостаточно один раз в неделю погружаться в предмет, а потом напрочь забывать о нем.

– Как правильно совмещать основную занятость ребенка в школе и дополнительные занятия?

Здесь все зависит от школы. Есть школы, в которые ребята приходят просто побыть. Звучит курьезно, но у меня были ученики, которые такой социальный институт, как школа, считали местом, куда они приходят общаться. Не учиться, а именно общаться! Если речь идет о такой школе, то основная часть внешкольного времени должна отводиться на самостоятельную подготовку ребенка с репетитором или в образовательном центре. Здесь дополнительное образование парадоксальным образом превращается в основное.

Но есть сильные школы, которые и сами проводят факультативы, на уроках дают то, что надо, учителя являются экспертами ЕГЭ и стремятся обеспечить подопечным высокие баллы на ЕГЭ. В этом случае, дополнительные занятия нужны, только если ребенку трудно успевать за другими. Это именно вариант дополнительного образования.

В большинстве случаев средняя школа занимает полдня, а после ребенок спокойно может уделить три-четыре часа дополнительным занятиям и даже оставить один-два выходных. В большинстве случаев старшеклассники спокойно выдерживают этот темп.

Еще важно учитывать, что зачастую большая часть внешкольного времени детей уделяется кружкам, занятиям по интересам, спорту. Это прекрасно и важно, дети должны развиваться. Но если к 11 классу график таких занятий уже плотно спрессован, то на подготовку ЕГЭ, если таковая нужна, времени совсем не остается. И тут родителям надо выбирать. Советую на год уменьшить нагрузку ребенка по интересам и освободить время для того, чтобы подготовиться к грядущей аттестации. Все-таки к танцам и секциям вернуться через год куда проще, чем к поступлению в хороший вуз.

Источник: ege-finder.ru

Дата публикации: 25.05.2018 ко всем новостям